Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г.Когалыма "Березка"
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты образовательной деятельности [6]
Консультации для воспитателей [8]
Картотеки игр [2]
Презентации [1]
Мероприятия с родителями [1]
В помощь старшему воспитателю [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

"Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

Консультация

для воспитателей

по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

 

                                                                                                        Подготовила:

                                                                                                        Малина М.С., воспитатель

 

   Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств  и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

  Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

  Таким образом, познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

  В современной психолого-педагогической литературе  достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания  детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

  В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований.

  Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

  Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития воспитания, т.е. сенсорного развития детей. Специальная работа по формированию математических представлений ведётся на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

  Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами.

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализация дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материальной базы и от многих других обстоятельств.

  Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребёнка многим другим предметам. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно занятий по элементарной математике не достаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников. Математические занятия дают в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

  На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

  Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

  С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

  Изучение нового материала включает три вида работ:

·        во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляет свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, дополняют, отвечают на вопросы;

·        во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные дети наблюдают, слушают, вносят исправления, отвечают на вопросы;

·        в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями, навыками;

  В младшей и средней группах ограничиваются работой над 1-2 темами, поэтому занятия состоят из 2-3 частей. Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группу по общему признаку («отбери все синие кубики» и т.п.). Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объёму, малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, называть модели этих фигур несмотря на различия в их окраске или размерах (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

  Пользуясь приёмами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов.

  Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объёму, малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, называть модели этих фигур несмотря на различия в их окраске или размерах (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

  Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал в данном пособии изучается в следующем порядке.

Основные задачи:

  В первую очередь предусматривается изучение:

·        качественных признаков предметов (форма, величина, цвет);

·        отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями: больше-меньше, длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, одинаковые (разные) по …;

·        отношение групп предметов по количеству, выраженному общими определениями: много-мало, больше-меньше, столько же (одинаково);

·        положение предметов в пространстве;

·        временные отношения.

  Детей учат последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?»). Сравнение производится на основе практических способов сопоставления: наложения или предложения.

  Во время игры у ребёнка развиваются сенсорные способности:

·        интерес к играм с дидактическими игрушками;

·        сравнить и подбирать предметы по цвету и величине (маленькие и большие шарики 6 цветов);

·        собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета;

·        находить по словесному указанию предметы определённого цвета, размера.

  Ребёнок должен знать и обозначать словом: цвет — красный, синий, жёлтый, зелёный; величину — большой, короткий; основные формы строительного материала — кубики, кирпичики.

  К концу учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольник, не смотря на то, что они могут быть представлены моделями разной окраски и размера.

  Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализация дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материальной базы и от многих других обстоятельств.

  На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

  Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

  С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

  Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал в данном пособии изучается в следующем порядке.

  К концу учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольник, не смотря на то, что они могут быть представлены моделями разной окраски и размера.

 

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Камиловна (03.02.2015)
Просмотров: 2560 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Полезные ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры
  • Управление образования города Когалыма
  • сайт Администрации города Когалыма

  • Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz