РОЛЬ ИГРЫ В
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В любой дошкольной программе основу образовательного процесса
составляют разные виды деятельности ребёнка, в наибольшей мере способствующие
решению развивающих задач на данном возрастном этапе. К таким развивающим
дошкольника видам деятельности обычно относят:
•
Общение
•
Игровую деятельность
•
творческую деятельность (продуктивную)
•
элементы трудовой деятельности
•
элементы учебной деятельности
•
познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование).
В настоящее время вопросам организации игровой деятельности в детском
саду стало уделяться большое внимание в связи с внедрением в дошкольное
образование требований ФГТ. Федеральные государственные требования также
определяют игру как ведущий вид деятельности дошкольника. Функциональные особенности игры:
• Полифункциональность –
возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо
пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности
учебно-воспитательного процесса.
• Игра относится к косвенному
методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого,
является полноправным субъектом деятельности.
• Игра – это такое средство,
где воспитание переходит в самовоспитание.
• Игра теснейшим образом
связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного
развития в детстве, оно приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни
ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его
личность.
Что даёт игра детям? Игра
дает:
•
Свободу (игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только
добровольно);
•
перерыв в повседневности;
• выход
в другое состояние души;
•
порядок (система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать
правила и быть в игре);
•
увлеченность (в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего
человека, активизирует его способности);
•
возможность создать и сплотить коллектив;
•
элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на
поиск оптимальных решений;
•
понятие о чести;
•
понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку
только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
•
физическое совершенствование;
•
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании
необходимой игровой атрибутики;
•
развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов,
ситуаций, правил игры;
•
возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и
реализовать ее;
•
радость общения с единомышленниками;
•
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их
неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
Ребёнок
играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.
Требования к игре:
- игра
должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности детей;
- игра
должна быть доступной; цели игры - достижимыми; а оформление красочным,
разнообразным;
-
обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность (игра должна вызывать
удовольствие, веселое настроение, опыт борьбы с отрицательными эмоциями);
- обязателен момент
соревнования между командами или отдельными участниками.
- Для
того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при
организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
•
Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть
обязательно:
• эмоциональные (чтобы привлекали ребенка,
доставляли ему удовольствие, радость);
•
познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то
узнавать, решать, мыслить);
• игры
должны быть социально ориентированные.
Исходя
из выше сказанного, остановимся на современных подходах к классификации и
типизации игр в дошкольном возрасте. (читать полностью) |