Психологическая экспертиза игрушки
Психологическая
экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую
роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой
культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в
отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под
качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность
ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной
сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием
игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть
необходимость ориентировки в нем – понимания, что эти игрушки могут дать для
развития ребенка.
Разработка критериев
оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с
одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного
периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней
должны реализовываться эти задачи.
Такое понимание
психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об
игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную
обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как
продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом
взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре
ребенка).
Это представление об
игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д.
Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические
новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу
(мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу
(операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач
возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в
соответствующих системах игрушек.
Рассмотрение игрушки в
качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного
опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он
предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов
деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в
игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности,
цель, ориентировка, исполнение и контроль.
В основу разработки
психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и
периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.
Игрушка является
средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных,
моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки,
предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности
(автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т. д.),
ко вторым – игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы,
атрибутика к ним, мягкие игрушки и т. д.). Особенности игрушки как предмета
культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и
познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как
средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по
возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение
к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно
же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке
качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость,
агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр.
Критерии оценки
игрушек, используемых для отработки конкретных действий и развития
социально-эмоциональной сферы, при совпадении общих требований к ним
принципиально различаются между собой. Считается, что игрушки, направленные на
освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное
значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует
формированию смыслов отношений и деятельности, т. е. влияет на формирование
мотивационно-потребностной сферы. Однако это различение хотя и существенно, но
достаточно условно, поскольку в игре с теми и с другими игрушками формируется и
смысловая, и операциональная сторона. Играя с игрушками, направленными на
овладение познавательными и моторными действиями, ребенок осваивает не только
конкретные действия, но у него формируется и познавательная активность,
появляется интерес к новым действиям, на основе чего в дальнейшем может
возникнуть творческая активность в этой сфере. С другой стороны, при игре с сюжетными
игрушками ребенок постигает не только смыслы и ценности деятельности и
отношений, но и операторику этих отношений. Вместе с тем, очевидны различия в
организации этих типов игровой деятельности, из которых вытекают и особенности
требований к игровому материалу. Развитие мотивационной сферы при овладении
конкретными действиями зависит от привлекательности самой игрушки и действий с
ней. Формирование смыслов отношений и деятельности в игре с сюжетными игрушками
определяется в большой степени участием взрослого по выделению этих смыслов и
отношений в разыгрываемой ситуации (пример с зоопарком).
Таким образом, игрушка
(в зависимости от задач, для решения которых она создана) оценивается в одном
из двух планов – ее возможностей:
в плане овладения
предметными действиями;
в плане освоения
отношений.
Первый критерий
психологической оценки игрушки – это возможность с помощью нее освоить
действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста. Рассматривая
критерии экспертизы игрушки как средства овладения конкретными действиями,
важно ответить на вопрос: а что именно необходимо оценивать, что позволяет
игрушке быть развивающей? Существенным с этой точки зрения является различение
действий, выполняемых ребенком в игре, а именно игровое действие и действие,
осваиваемое в игре. Так, игровым действием является собирание ребенком
пирамидки (нанизывание съемных частей пирамидки на стержень), при этом
развивающим ребенка действием является сериация предметов по размеру.
Психологические задачи
возраста решаются при выполнении действий, осваиваемых в игре. На каждом
возрастном этапе определен свой набор действий, которые обеспечивают
познавательное развитие ребенка. Они являются смысловым содержанием игр и
игровых действий. Анализ игры и игрушек должен в первую очередь проводиться
через анализ запрограммированных в них развивающих действий. Есть игры
(особенно это касается компьютерных игр), в которых, осуществляя игровую
деятельность, ребенок практически не совершает никаких развивающих действий,
соответствующих задачам возраста. Развивающий эффект от таких игр минимален. (читать полностью)
|