Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г.Когалыма "Березка"
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты образовательной деятельности [13]
Консультации для воспитателей [10]
Картотеки игр [3]
Презентации [2]
Мероприятия с родителями [2]
В помощь старшему воспитателю [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

Психологическая экспертиза игрушки

Психологическая экспертиза игрушки

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть необходимость ориентировки в нем – понимания, что эти игрушки могут дать для развития ребенка.

 

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

 

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

 

Это представление об игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек.

 

Рассмотрение игрушки в качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности, цель, ориентировка, исполнение и контроль.

 

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

 

Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки, предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности (автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т. д.), ко вторым – игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы, атрибутика к ним, мягкие игрушки и т. д.). Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр.

 

Критерии оценки игрушек, используемых для отработки конкретных действий и развития социально-эмоциональной сферы, при совпадении общих требований к ним принципиально различаются между собой. Считается, что игрушки, направленные на освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует формированию смыслов отношений и деятельности, т. е. влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы. Однако это различение хотя и существенно, но достаточно условно, поскольку в игре с теми и с другими игрушками формируется и смысловая, и операциональная сторона. Играя с игрушками, направленными на овладение познавательными и моторными действиями, ребенок осваивает не только конкретные действия, но у него формируется и познавательная активность, появляется интерес к новым действиям, на основе чего в дальнейшем может возникнуть творческая активность в этой сфере. С другой стороны, при игре с сюжетными игрушками ребенок постигает не только смыслы и ценности деятельности и отношений, но и операторику этих отношений. Вместе с тем, очевидны различия в организации этих типов игровой деятельности, из которых вытекают и особенности требований к игровому материалу. Развитие мотивационной сферы при овладении конкретными действиями зависит от привлекательности самой игрушки и действий с ней. Формирование смыслов отношений и деятельности в игре с сюжетными игрушками определяется в большой степени участием взрослого по выделению этих смыслов и отношений в разыгрываемой ситуации (пример с зоопарком).

 

Таким образом, игрушка (в зависимости от задач, для решения которых она создана) оценивается в одном из двух планов – ее возможностей:

в плане овладения предметными действиями;

в плане освоения отношений.

 

Первый критерий психологической оценки игрушки – это возможность с помощью нее освоить действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста. Рассматривая критерии экспертизы игрушки как средства овладения конкретными действиями, важно ответить на вопрос: а что именно необходимо оценивать, что позволяет игрушке быть развивающей? Существенным с этой точки зрения является различение действий, выполняемых ребенком в игре, а именно игровое действие и действие, осваиваемое в игре. Так, игровым действием является собирание ребенком пирамидки (нанизывание съемных частей пирамидки на стержень), при этом развивающим ребенка действием является сериация предметов по размеру.

 

Психологические задачи возраста решаются при выполнении действий, осваиваемых в игре. На каждом возрастном этапе определен свой набор действий, которые обеспечивают познавательное развитие ребенка. Они являются смысловым содержанием игр и игровых действий. Анализ игры и игрушек должен в первую очередь проводиться через анализ запрограммированных в них развивающих действий. Есть игры (особенно это касается компьютерных игр), в которых, осуществляя игровую деятельность, ребенок практически не совершает никаких развивающих действий, соответствующих задачам возраста. Развивающий эффект от таких игр минимален.

                                           (читать полностью)

 


Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Камиловна (01.03.2014)
Просмотров: 844 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Полезные ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры
  • Управление образования города Когалыма
  • сайт Администрации города Когалыма

  • Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz