Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г.Когалыма "Березка"
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты образовательной деятельности [13]
Консультации для воспитателей [10]
Картотеки игр [3]
Презентации [2]
Мероприятия с родителями [2]
В помощь старшему воспитателю [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

«Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста».

Консультация для родителей

 по теме:

«Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Подготовили:

 

                                                                      Воспитатель Дерипасова О.В.

 

                                                                      Воспитатель Шарнина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского,  А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте. Постепенно к 3-му году жизни ребенка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.

   В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослым, играми и занятиями; игровая самостоятельная. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видов.

   Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку если он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние.

   Значение игры в развитии ребенка многозначно. Это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребенка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Это метод диагностики  психического развития ребенка. Кроме того, игра – средство  коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д) и важнейшее средство формирования личности ребенка, положительных форм его взаимоотношений со сверстниками.

   На з – м году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К тому времени возникают первые ролевые игры, когда ребенок не просто отображает чьи – то действия, но берет на себя роль тех, о которых у него самого сформировались первые представления: мамы, папы, водителя автобуса, участкового врача детской поликлиники.

   В ряде исследования отмечается, что в игре детей раннего возраста создают особо благоприятные условия для формирования способности производить действия в умственном плане,  происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребенка (Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.Н. Овчинникова).

   Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда малыш не только сам создает игровую ситуацию, но в ее ходе проявляется его познавательная активность, понимаемая как стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач.

   Уровень игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные – с игрушками, к более обобщенным действием с предметами – заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в их игру взрослого.       

   Уровень развития игры в значительной степени зависит от методов руководства, осуществляемых взрослыми. Они могут носить косвенный характер – получения различных впечатлений (наблюдение за действием окружающих), проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребенка. Важно и своевременное изменение игровой среды. Особое значение имеет содержательное общение взрослого с ребенком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способности действий малыша.

   Наиболее эффективен кинэстезически метод, когда взрослый словно направляет руку ребенка к определенным действиям: “Открой, закрой матрешку”. При этом мышца и связки руки малыша запоминают этот путь. В дальнейшем основным методом при обучении каким – либо действием станет показ, сопровождаемый словом. Но уже очень рано малыш начинает действовать по слову взрослого, когда он вначале выполняет прямую инструкцию, например: ”Положить куклу спать на кроватку”. В этом случае малыш должен найти куклу, кроватку и выполнить действие.

   Один из наиболее эффективных методов руководства игрой – создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е.В. Зворыгина, Н.А. Менчинская, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, К.Л. Печора). Наши исследования показали, что дети уже на в – м году жизни решают проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: “ у куклы грязный носик, вот платочек”, “собачка хочет пить”, “кукла грязная”. Затем возникают и “более сложные” проблемы: “кукла заболела”, “сломалась машина”. Далее разрешаются конфликтные ситуации: “плачет”, “не хочет чего – то” и т.п.

   Взрослому важно поставить ребенка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставлена перед малышом, опирается на его опыт, лежит в зоне “ближайшего развития”, ребенок решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность которая выражена в том, что он сам ставит в игре проблемы и решает их, выходя за пределы игровой задачи, поставленной взрослым.         

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Камиловна (25.01.2015)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Полезные ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры
  • Управление образования города Когалыма
  • сайт Администрации города Когалыма

  • Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz