Тема:
Дружная семья
Программное
содержание:
1.
Формировать представления детей о совместном отдыхе со взрослыми;
2.
Cистематизировать
знания детей о семье, родственных отношениях, детских обязанностях в семье;
3.
Пополнять и активизировать словарный запас детей на
основе углубления знаний о семье; закреплять умение образовывать слова при
помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;
4.
Развивать внимание, мышление, память.
5.
Воспитывать любовь и уважение к своей
семье, желание помогать близким; дружеские взаимоотношения между мальчиками и
девочками.
Словарная
работа: семья, родители, родственники, обязанности.
Материалы
и оборудование: кукла Лунтик, макет дома, вязанные
лица членов семьи (6 шт), два обруча (синий и красный), мяч, карточки с
изображением действий мальчиков и девочек в семье (12 шт), модули мягкие,
слайды – совместный отдых детй и взрослых.
Предварительная
работа:
·
беседа с детьми на тему «Моя семья»,
«Как я помогаю дома»; рассматривание семейного альбома с фотографиями;
·
чтение стихотворения К. Чуковского
«Федотка», Н.Бородицкая «На кого же он похож?», С.Капутикян «Моя бабушка»;
·
словесная игра «Назови ласково»;
·
пальчиковая игра «Дружная семья»;
·
сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
·
прослушивание аудиозаписи с песней
Р.Паулса «Дедушка рядышком с бабушкой»;
·
просмотр мультипликационного фильма
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Методы
и приемы:
-художественное слово;
-пальчиковая
гимнастика;
-д/и «Семья», «Схемы – действия»;
- словесная игра в кругу «Назови ласково»;
-использование ТСО;
- конструирование
Ход
занятия:
В: Ребята, посмотрите,
у нас с вами сегодня гости. Они пришли посмотреть, какими вы у меня стали
большими, чему наши девочки и мальчики научились, как вы умеете дружно жить и
весело играть. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь, ребята.
- Сегодня, ребята, я
хочу поговорить с вами о семье. О ней могут рассказать не только ваши язычки,
но и ваши дружные пальчики.
Вместе нам живется
дружно,
И друг с другом нам
не скучно,
Дружат даже
пальчики
У девочек и
мальчиков.
- Приготовьте свои
пальчики.
Знаю я, что у меня,
Дома дружная семья.
Это мама,
Это я,
Это бабушка моя.
Это папа.
Это дед,
И у нас разлада
нет.
Слышится музыка из м/ф
«Приключения Лунтика».
В: Слышите, ребята,
кажется, кто-то к нам идет. Кто бы это мог быть?
Вносится кукла Лунтик.
Л: Здравствуйте, ребята.
Вы меня узнали? Я услышал ваши веселые детские голоса и мне так захотелось с
вами подружиться и поиграть.
В: Конечно, Лунтик, мы
тебе очень рады. Наши девочки и мальчики играли и рассказывали о том, какая у
них дома дружная семья.
Л: А что такое «семья»?
В: Ребята, давайте объясним
Лунтику, что такое семья – расскажем ему небольшую сказку, а вы мне поможете.
Выставляю макет
дома.
-
Жили-были....(показываю деда и бабу)
Д: дед и баба (вешаю их
на крючки).
В: И был у них ....(показываю
«папу»)
Д: сын
В: Но он уже не
маленький ребенок, а настоящий.... мужчина. Однажды он встретил, полюбил и
женился на прекрасной женщине (вешаю
«маму»). И вскоре у них появились....(показываю и вешаю)
Д: сын и дочка
В: Как вы думаете,
ребята, как называют мальчика дедушка с бабушкой?
Д: Они называют его
внуком.
В: Как бабушка с
дедушкой называют девочку?
Д: Они называют ее
внучкой.
В: Как называют бабушка
с дедушкой папу?
Д: Они называют его
сыном.
В: А он их как
называет?
Д: Он называет их папой
и мамой.
В: Ребята, а дети как
по другому могут назвать своих маму и папу, одним словом?
Д: Дети называют маму и
папу родителями.
В: Верно,молодцы,
ребята. Жила эта большая семья дружно и счастливо. Вот и сказке конец –а кто
слушал, молодец! Понравилась тебе наша сказка, Лунтик?
Л: Очень понравилась. Я
понял: семья – это папа, мама, их дети,
бабушка и дедушка, живущие вместе. Друг другу они самые близкие родственники. В
семье все друг друга любят и уважают.. Интересно, а как они друг друга ласково называют?
В: Мы с ребятами
поиграем в игру, а ты, если будешь внимателен, услышишь эти волшебные ласковые слова.
Проводится игра в кругу
с мячом «Назови ласково». Дети преобразуют слова, обозначающие членов семьи
(бабушка –бабуля, брат-братик и т.д.).
- Вот видишь, Лунтик,
как ласково можно назвать своих самых близких. Но важно не только их ласково
называть, но и помогать им. Дети (мальчики и девочки) тоже могут и должны
помогать взрослым, выполнять свои домашние обязанности. А вот как они могут это
делать мы тебе, Лунтик, расскажем и покажем.
- Ребята, у меня в
руках карточки, которые вы должны внимательно рассмотреть и подумать, кто так
может помочь по дому взрослым: мальчик или девочка. Если такую помощь чаще
оказывает девочка, положите карточку в красный обруч, если мальчик – в синий.
Мальчики, давайте уступим право взять первыми карточки девочкам. Теперь
мальчики возьмите карточки.
.Подумали?
Выкладывайте.
В: А теперь, Лунтик,
давай мы с тобой посмотрим, как в доме чаще всего помогают девочки.
Д: Они помогают мыть
посуду, готовить еду, стирать белье, поливать цветы, ухаживать за маленькими
детьми.
В: А как по дому чаще
всего помогают мальчики?
Д: Они могут помогать
пилить дрова, нести тяжелые сумки, помогать папе чинить различные предметы,
мебель, строить дом, сажать деревья.
В: Вот видишь, Лунтик,
семья – это близкие люди, живущие с тобой вместе (мама, папа, бабушка, дедушка,
братики, сестренки). Дружной семьей можно назвать только ту семью, где все друг
друга любят, уважают, не только ласково называют, но и помогают во всем. Люди
даже пословицы об этом сложили. Помогите мне их вспомнить, ребята.
- В хорошей семье...
Д: ... хорошие дети
растут.
В: На
что и клад....
Д:...коли в семье лад.
Л: Наверно, в каждой такой
дружной семье очень весело умеют проводить время,
отдыхать!
В: Конечно, Лунтик, в
свободное время вся семья- взрослые и дети-
отправляется на отдых. Ребята, а как вы отдыхаете с вашими родителями?
Куда вы можете пойти всей семьей?
Дети рассказывают из
личного опыта.
В: А теперь, Лунтик, и
вы, ребята, посмотрите на экран, как весело можно проводить время всей семьей.
-
Семья на прогулке в лесу.
-
Семья на отдыхе на море.
-Семья
катается на лыжах.
-
Семья на представлении в цирке.
-
Семья в парке атракционов.
-
Семья на прогулке по городу.
Л: (грустно): Как хорошо
иметь большую дружную семью – маму, папу, бабушку и дедушку. Они любят и
ласково называют друг друга, помогают во всем. Отдыхать они тоже могут вместе,
например, лесу можно прогуляться, и по городу, и покататься на лыжах, поплавать
в море, покататься в парке атракционов, сходить вместе в цирк. А я совсем один-одинешенек, нет у меня такой
семьи.
В:. Ты не
расстраивайся, Лунтик твоя семья обязательно найдется, а пока мы с ребятами предлагаем
тебе погостить у нас – для тебя и твоей семьи
мы построим замечательный домик, в котором вам будет тепло и уютно.
|